муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 20»
город Снежинск Челябинская область

АИСТЁНОК

019

Одной из важнейших задач при подготовке к обучению в школе является развитие связной монологической речи. 015
Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли лежит в основе всестороннего развития ребёнка, помогает ему быть общительным, развивает уверенность в своих силах. По тому, как дошкольник может строить свое высказывание, можно судить о степени его общего развития и сформированности речевых навыков.

Дети подготовительной группы должны уметь:

 Аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника, участвовать в беседе.
 Составлять рассказы о предмете, по сюжетной картине, набору картинок с последовательно развивающимся действием.
 Связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.
 Использовать монологическую и диалогическую формы речи.
 Составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
 Составлять небольшие рассказы творческого характера на предложенную тему.
 Высказывать и конструктивно доказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с мнением другого человека.

Ребёнок дошкольного возраста не может самостоятельно, без помощи взрослого овладеть всеми нюансами построения связного монологического высказывания.
В помощь родителям для развития речи детей могут быть следующие игры и задания:

1. Составление рассказов о единичных предметах по образцу взрослого, а затем самостоятельно.
2. Составление рассказа по сюжетным картинам. Используются картины с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета («Игры на детской площадке», «Зимние развлечения»). Также детям предлагается жанровая живопись («Три богатыря», «Алёнушка», «Утро в сосновом бору»).
3. Составление рассказа по пейзажным картинам («Золота осень» И.Левитана, «Февральская лазурь» И.Грабаря и др.). При описании работы художника используется такой план составления рассказа: название картины, место действия, время действия, композиция картины (передний план, центральная часть, задний план картины), действующие лица, действия героев картины, их одежда, настроение и характер действующих лиц, цветовая палитра, какие чувства вызывает у них картина.
4. Чтение и рассказывание художественного произведения, заучивание наизусть, пересказ (по частям и по ролям). Обязательно надо использовать наглядные приёмы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, что помогает лучше запомнить содержание прочитанное.
5. Рассказы из личного опыта (с элементами творчества). Дети приучаются к широкому речевому общению, развивается умение использовать свой чувственный опыт, передавать его в связной повествовании. Формируется умение четко, понятно, ясно, образно излагать свои мысли. Темы для детских рассказов: прогулки, экскурсии, трудовая деятельность, праздники. Частые наблюдения предметов и явлений окружающей жизни, сопровождающиеся чтением стихотворений, отрывков из художественных произведений, игры на описание, обогащение детской речи образными словами и выражениями — необходимые условия и предпосылки развития у детей умения красочно рассказывать о случаях из своей жизни. В подготовительной к школе группе находят место и темы более общего характера, требующие обобщения опыта, моральных суждений: «Что осень дарит людям», «С кем я люблю играть».
6. Составление творческого рассказа. Существуют различные варианты творческого рассказывания:
• Придумывание продолжения и завершения рассказа.
• Придумывание рассказа или сказки по плану взрослого.
• Придумывание рассказа по теме (без плана).
• Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

Игры на развитие связной речи184.88 КБ

prosvet 2 3 4 5 6 7 8 9