муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 20»
город Снежинск Челябинская область

АИСТЁНОК

019

009В детском саду и в школе детям часто предлагают заучивать стихи. Не все дети умеют быстро заучить стихотворный текст. не все из малышей желают учить стихи. А, может, и не надо заучивать стихи? Зачем предлагают педагоги учить рифмованные тексты?

Какова же польза заучивания стихов для развития ребенка?

1. Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, совершенствует устную речь, увеличивается активный словарь детей.

Существует два вида словаря, которым пользуются дети. Это активный и пассивный словарь. Пассивный словарь – это все слова, значение которых понимает ребёнок, но сам по каким-то причинам не произносит их. Активный словарь – это все слова, значение которых ребёнок не только понимает, но и правильно употребляет в своей речи. Малыш может правильно употреблять в своей речи уже выученные и много раз проговорённые в стихотворении слова и фразы. Речь ребёнка становится более богатой и правильной.

2. Заучивание стихов способствует формированию общего уровня культуры человека. Формируется чувство языка. Ребёнок запоминает фразами, поэтому, при заучивании стихотворения, малыш фиксирует в памяти как правильно сочетать одно слово с другим. И когда в реальной жизни сложится такая ситуация, когда нужно сказать словосочетание похожее на фразу из стихотворения, малыш говорит правильным литературным языком.

3. Развитие мозга. Дети, которые знают много стихов, имеют более высокий интеллект.

4. Развитие фонематического слуха. Фонематический слух – это различение звуков в слове. Если малыш не может чётко различать звуки, то он не может правильно повторить, запомнить и написать, что ему сказали. Стихи учат прислушиваться к звучащему слову, приучают ребёнка к тому, что существуют разные слова, но с одинаковым звучанием и разные слова с одинаковым значением.

5. Заучивание стихов способствует развитию памяти.
Когда начинать учить с ребенком стихи? А чем раньше, тем лучше! Младенец лежит в люльке, вы ему напеваете колыбельную – это ведь тоже стихи. Декламируете ритмичные: «Идет бычок, качается», «Я люблю свою лошадку» и т.д. Дети любят слушать стихи больше, чем прозу. Недаром, многие детские авторы писали и пишут сказки, рассказы для детей в стихах. Стихотворные рифмы, их мелодичность откладываются на подсознании, и когда дитя немного подрастет, он с легкостью будет заучивать первые четверостишия.

В 4-5 лет дети уже могут выучить по 3-4 четверостишия. Если дети ходят в детский сад, там обычно к праздникам поручают выучить несколько строчек, но не все малыши могут читать стихи при скоплении людей, многие очень стеснительны.

Поэтому надо заниматься с детьми дома. Причем учить нужно как можно больше – это самый лучший способ сформировать необходимый для последующего школьного обучения объем памяти. Идете в выходные дни гулять – по дороге читаете стихи, потом повторяете вместе с ребенком под счет шагов – ведь стихи так ритмичны! Идеально воспринимаются и подходят для заучивания произведения Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Агнии Барто, Елены Благининой, Сергея Михалкова, а из классиков – отрывки из произведений А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова.

И когда у детей в дошкольном возрасте создан хороший запас выученного наизусть, в школе намного легче заучивать не только объёмные стихи, но и разные правила, формулы.
Заучивание стихов наизусть считается отличной практикой для раннего развития детей, специалисты советуют приступать к занятиям как можно раньше, не дожидаясь поступления ребенка в школу.

Выбирайте простые стихи для детей и учите их с малышами маленькими частями, часто возвращаясь к уже выученному и повторяя его.

Относится к заучиванию стихов как к серьезной и сложной работе не стоит, если малыш этого делать не хочет, настаивать и заставлять его не нужно. Можно предложить ребенку подготовить для папы, бабушки или дедушки сюрприз в виде стиха и рассказать малышу, что они очень удивятся и будут рады такому сюрпризу.

Если близится новогодний утренник, можно рассказать, что все ребята из его садика готовятся рассказывать Деду Морозу четверостишия про Новый год. Когда вы читаете стихотворение малышу, сделайте это подряд пару-тройку раз, пусть он при этом рисует или играет. Требовать, чтобы он спокойно сидел и очень внимательно вас слушал, не нужно. После прочтения скажите, чтобы он повторял за вами.

Заучивание стихов лучше проводить в игровой форме, например, маленькие четверостишия могут быть паролем, чтобы войти в замок, или магическим заклинанием. Для того чтобы легко запоминать стихи, можно поиграть еще в одну игру: можно читать стишки по паре строчек с различной интонацией (например, с осуждением, удивленно, радостно и т.д.). Можете также устроить концерт, где ваш малыш будет главным артистом.

А для того, чтобы ребенок мог увидеть свои ошибки (если, например, он читает стих очень тихо), предложите ему рассказать стихотворение перед камерой для фильма. Поскольку многим малышам нравится, когда их снимают на камеру или фотографируют, это его развлечет.

В ходе логопедического обследования детей ДОУ выяснилось, что единицы детей смогли рассказать стихи, да и то очень короткие. Это печальный факт.

Уважаемые родители! Спросите себя: когда в последний раз вы по своей инициативе заучили с ребенком стихотворение? Уверена, что положительно ответят лишь несколько человек. А когда в последний раз вы читали малышу стихотворение? Увы, большинство ребятишек на этот вопрос ответили отрицательно.

Конечно, в детском саду педагоги учат стихи, но этого явно недостаточно.

Советую обратить внимание на заучивание стихов. Важно, чтобы ребенок выбрал сам стихотворение. Совместная работа принесет радость вам и ребенку. Желай удачи!

С уважением учитель – логопед Гладковская Л.М.

prosvet 2 3 4 5 6 7 8 9